Но
проблема этики не может быть даже поставлена, если не признавать, что возникло различение между добром и злом, и возникновению этого различения предшествует состояние бытия «по ту сторону добра и зла», или «до добра и зла».
Неточные совпадения
С таким же правом, как относительно науки,
этики и эстетики, может быть поставлена и трансцендентальная
проблема религии.
Разрешение религиозной
проблемы в плоскости одной только
этики означало бы лишь бессилие перед нею.
Проблема эта существовала только для религиозной
этики.
Этика потому только и существует, что есть
проблема теодицеи.
Это есть
проблема космической
этики, которая должна быть поставлена.
Это — самая мучительная
проблема христианской
этики.
Проблема очень запутывается для
этики тем, что происходит как бы столкновение ценностей, которые признаются нравственными, с ценностями, которых не хотят именовать нравственными, напр. ценностями познавательными, эстетическими или эротическими.
Задача в том, чтобы построить
этику, знающую рай и райское добро и потому ставящую
проблему ада.
Но любовь никак не связана с родом и обществом, и о ней обычно ничего не говорят в традиционных
этиках, которые лишь трактуют
проблему брака и семьи.
Индивидуальности для кантовской
этики не существует, не существует неповторимо-индивидуальной нравственной
проблемы, требующей неповторимо-индивидуального, т. е. творческого, нравственного разрешения.
Такова теологическо-антропологическая
проблема, предваряющая
этику.
Этика может быть совершенно равнодушной к
проблеме зла и нимало ей не мучиться, потому что она остается замкнутой и самодовольной в своих законах и нормах и верит, что «добро» всегда право по отношению к самому факту существования «зла».
Проблема пола есть основная
проблема философской антропологии, и она стоит в центре новой
этики.
Проблема страшно осложняется еще тем, что кроме
этики закона и
этики искупления есть еще
этика творчества, связанная с дарами человека и с его призванием.
Проблема сексуальной и эротической
этики — одна из самых трудных и самых глубоких
проблем, наиболее метафизическая из этических
проблем.
Дюркгейм, Леви-Брюль делают интересные и важные исследования, но они не имеют прямого отношения к
этике, проходят мимо основной этической
проблемы.
И лишь
этика творчества может ответить на эту
проблему.
Проблема смерти есть не только
проблема метафизики, она также есть
проблема более углубленной, онтологической
этики.
Этика приходит к этой
проблеме, но разрешить ее не может.
Философская
этика совсем не интересовалась
проблемой ада.
С
этикой творчества связана
проблема времени.
Вся трудность
проблемы тут в том, что именно законническая
этика исполнима.
Проблема зла столь же центральна для
этики, как и
проблема добра.
Социализм как
проблема социальной политики и социальной
этики, как социальный реформизм, как реальное улучшение положения трудящихся, дающее хлеб насущный, религиозно нейтрален и может составить неотъемлемую часть христианского отношения к жизни.